Культура древних славян

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Культура древних славян

пор.

В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия — комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов. Проявлениями языческого культа были обрядовые празднества — календарные, т. е.

.

поклонялись славяне в основном божествам плодородия аграрного цикла (Род, Лада, Ярила и проч.), что было весьма практично, потому что население будущей Руси было сплошь крестьянским. Городов не было вообще, потому и городские боги-покровители появились только с возникновением государства и приходом варягов.

 

Крещение и его влияние на развитие русской культуры

1.Обстановка в Руси перед крещением

угону населения в рабство. Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и общенародным делом, понятным и близким всем слоям общества. И естественно, что князь, сумевший возглавить эту оборону, должен был стать народным героем, действия которого воспевались в былинах. Таким князем оказался побочный сын Святослава — Владимир.

Но, по-прежнему, оставалась нерешенной главная задача внешней политики Руси — оборона от печенежских племен, наступавших на Русские земли по всему лесостепному пограничью.

им».

, северян границами всей Киевской Руси. При этом он осуществлял целый ряд административных мер, способствующих успешному решению стоящей перед Русью задачи.

Киевский князь проводит международную политику по упрочнению Киевской Руси, меняет в соответствии с обстоятельствами отношение к Византии, стремится породниться с византийским двором. Одной из самых значительных идеологических акций и было принятие христианства в его византийском варианте.

2.Выбор веры

К началу первого тысячелетия языческий мир исчерпал все свои потенциальные возможности в морально-этической и религиозной сфере, а значит и на путях развития социального устройства и государственности. Поэтому победное шествие христианства по Римской империи, а вслед за ней и обращение окрестных языческих племен было неизбежно и логически обусловлено всем ходом мировой истории.

Язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов. Поэтому объединение различных племен, в чем так нуждались восточные славяне 10-12 века, не могло быть осуществлено язычеством. Тем более стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы, заставили людей искать объединения.

рая и цветущих Гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских, не можем быть без него.

гневе своем расточил нас по землям чужим”. И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других? сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества.

и горе злым!” Крестись, ответствовал Философ — и будешь в раю с первыми.

­ти все окружавшие Русь государства.

распространение католицизм. К десятому веку завершился длительный и трудный процесс образования восточнославянского союза, центром которого стал Киев. В результате объединения Новгородской и Киевской Руси возникло государство с огромной территорией, управление которой представлял немалую трудность. Усилия по централизации власти сталкивались с центробежными тенденциями, антифеодальными выступлениями смердов, постоянной угрозой внешних нападений. Оторванная от народных масс, великокняжеская власть нуждалась в усилении своего влияния для решения внутренних и внешних задач. Она не могла полагаться только на насилие, военную силу, принуждение. Господствующее положение киевского князя над всеми другими князьями городов, входивших в состав одного государства, также нуждалось в идеологическом подкреплении, в «теоретическом» обосновании необходимости власти как силы, способной решить общенародные задачи. Таким идеологическим обоснованием сложившейся политической организаций общества могла стать только религия, соответствующая социальным потребностям феодальной общественно-экономической формации. Подобной религией, находящейся в тесном союзе с государственной властью, было византийское христианство.

­жение церкви диктовало ей безоговорочную поддержку внешней и внутренней политики византийских императоров.

­ников.

­ла новым и сильным орудием воздействия на массы в целях дальнейшего их подчинения государственной власти».

3.Крещение Руси

Цепь событий, непосредственно предшествовавших принятию православия на Руси и сопровождавших его, остается для нас невыясненной. Известно, что после сбора дополнительных сведений и совета с боярами Великий Князь решился принять православие. Но при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии.

­жны были такие отношения улучшить. В Малой Азии то и дело происходили восстания тех или иных мятежных военачальников.

­вым в их глазах был Владимир.

мечем, а Добрыня огнем».

По возвращению в Киев Владимир приказал повергнуть и уничтожить статуи языческих богов. Идол Перуна был привязан к конскому хвосту и проволочен к Днепру. Всему населению Киева, в одинаковой степени богатым и бедным, предписывалось идти к реке для крещения. Аналогичные указания исходили от его наместников в Новгороде и других городах.

деревянных часовен, но Владимир не стал терять времени при постройке первого величественного Киевского каменного собора – Успения Богородицы, также известной как «Десятинная церковь». Её возведение началось в 990 г. и завершилось в 996г.

­дей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

­ской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

­тии Руси.

3.Двоеверие

Двоеверие не замыкалось в кругу верований и обрядов, оно оказывало большое воздействие и на развитие философско-мировоззренческих идей, включая этическое и эстетическое сознание, историческое мышление, представления об обществе.

Эпоха Киевской Руси была во всех отношениях переломной для судеб восточных славян: происходила замена язычества христианством, однако, перемены были противоречивы и неоднозначны.

пестром фоне тяжело было разглядеть христианское учение как духовную концепцию жизни человека.

Киевская Русь предстает государством, в котором после принятия христианства, ставшего актом большого культурно-политического значения, общество постепенно переориентируется на усвоение византийско-христианских духовных ценностей. Новое мировоззрение, новая для Руси культура формировались на определенной основе. В силу объективных причин они вынуждены были входить в тесное соприкосновение с дохристианскими культурными ценностями. Влияние язычества ощущалось даже в произведениях книжных, являвшихся принадлежностью «официальной» культуры. Христианство на Руси впитывало в себя «бытовые» представления о мире, сложившиеся на основе практических потребностей людей и не без влияния традиционных дохристианских представлений. Мифологическое мировоззрение продолжало жить под покровом новых религиозных образов и обрядов, являясь той основой, на которую ложились краски византийской образованности. Византийско-христианская традиция стала одной из двух главных составляющих древнерусской культуры.

Соотношение христианского и языческого могло колебаться от противостояния до синтеза, в целом же в зависимости от конкретных условий преобладала либо языческая, либо христианская основа.

-языческий двоеверный синкретизм. Под его влиянием православие на русской почве оказалось подверженным изменениям в содержательной части вероучения и связанных с ним представлениях.

, явившаяся результатом претворения христианства в русской народной среде, иначе его обрусение».

Культуры единого древнерусского государства

1.Архитектура Руси

Руси

-Преображенский собор, София Киевская и другие. Древний собор был возведен в период наивысшего расцвета Киевской Руси. В летописях основание Софии Киевской датируется 1017 или 1037 гг. Собор посвящался мудрости христианского учения и был призван утверждать величие новой религии. Во времена Руси здесь располагался культурный и общественный центр столицы. Собор находился в окружении других каменных храмов, дворцов и простых городских построек

2.Литература и распространение грамотности в Древней Руси

При таких больших темпах развития культуры русскому обществу и государственному аппарату уже давно было необходимо единое и развитое письмо. Устных форм передачи исторической информации уже не хватало ни общество, ни тем более усиливающемуся государству.  Введение единой системы письменности стало ключевым моментом в развитии русской культуры. Это и позволило накопить такой колоссальный культурный фонд, который мы имеем на сегодняшний день.  На Руси издревле существовали отдельные письменные системы. Но только с созданием единого государства возникла необходимость в едином алфавите.  Особенно усиливалась потребность в письме с развитием с развитием частной собственности и торговли. Ведь необходимость в грамоте ощущалась при составлении торговых документов, документов, связанных с наследованием.  В X в., вместе с принятием христианства, на Русь была перенесена единая система письма из Болгарии. Первоначально распространялись два алфавита: глаголица и кириллица. Но постепенно кириллица взяла верх. Вместе с алфавитом и системой пунктуации на Русь были перенесены технические элементы и приёмы книжного дела.

Образование на Руси достигало высокого уровня. Его получали в основном при монастырях. Картину массовой грамотности даже в среде простых горожан рисуют частые находки берестяных грамот на археологических раскопках в Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах.

временных лет».

языке, религии, мировоззрении, научных знаниях, искусстве и т.п.

Жанр летописи получил довольно широкое развитие. Летописи стали составляться и в других крупных городах.

XI в.); «Поучение к детям» Владимира Мономаха ( XII в).

, «Моление» Даниила Заточника и «Слово о полку Игореве».

Также на Руси была известна и мировая литература. Переводились богословские сочинения, естественнонаучные трактаты, греческие романы и византийские хроники.

3.Прикладное искусство

.

4.Живопись

­ла и приёмы изображения библейских персонажей и христианских символов.

­явились и русские художники. К сожалению, время уничтожило почти все памятники живописи той далёкой эпохи.

­дённые водой минеральные краски глубоко впитывались в сырую штукатурку. Они становились как бы частью стены и могли долго выдерживать разрушительное воздействие времени.

­ными камнями, золотыми подвесками или иными дарами.

иконы. Некоторые древние иконы имеют богатую и драматическую «биографию»: их перевозили из города в город, дарили и похищали, обращались с ними как с военными трофеями.

­готовке к новой росписи, в-третьих, они были обречены на гибель, если по какой-то причине погибал сам храм.

­ики и фрески.

http://wikiwhat.ru

­слава Мудрого.

­рые признаки указывают на то, что над этими образами трудились уже не греки, а русские художники.

Культура Руси во времена раздробленности

Во время монголо-татарского ига (1238-1480 гг.), которое нанесло огромный ущерб русскому просвещению, главными средоточиями культуры и образованности превратились монастыри, особенно Новгородской и Псковской областей.

Среди письменных памятников древнерусской культуры первое место принадлежит летописи. Русское летописание возникает в XI в. и продолжается до XVII в. В разное время своего существования оно имело разный характер и разное значение.

старых летописных центрах оно прекращается, в других сохраняется, но носит узкий, местный характер. Возрождение летописного дела начинается только после Куликовской битвы.

 

1.Литература и распространение грамотности

главным образом и установил те однообразные приемы и выражения для жизнеописания и прославления святых мужей, тот холодный и риторический стиль, которому следовали потом составители житий.

и Римский летописец».

необычное путешествие совершено было тверским купцом Афанасием Никитиным и описано им в «Хождении за три моря». Увлекаемый торговой предприимчивостью и жаждой видеть новые страны, Никитин Волгой и Каспийским морем пробрался в Персию, а оттуда в Индию, где прожил целых три года. Он вернулся на родину в 1472 году, после многих приключений и опасностей, которые и описаны им в его путешествии.

2.Зодчество отдельных княжеств

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. При князе Владимире Мономахе начинается бурное строительство на северо-востоке Руси, в Залесье. В результате здесь был создан один из самых прекрасных во всей средневековой Европе художественных ансамблей

созывал к себе во Владимир мастеров не только из Византии, но со всех земель.

ерковь Покрова на Нерли самый лиричный памятник русского зодчества. В 1185 — 1189 гг. во Владимире был возведён земельный собор во славу Богоматери — Успенский.

прясел, и пятью куполами. Во времена Всеволода, чья слава и власть так поражали современников. Суздальская земля стала княжеством, господствующим над остальной Русью. В этот период во Владимире был возведён Дмитриевский собор, третий шедевр культового зодчества. Дмитриевский собор — это сравнительно небольшой одноглавый храм с хором, какие строились на феодальных дворах.

Архитектура Новгорода и Пскова. Монголо-татарское нашествие жестоко поразило Древнюю Русь. Естественно, что в большинстве городов центральной и северо-восточной Руси, таких, как Владимир, Суздаль, Ярославль, Ростов, замерло крупное строительство.

место республике, в которой огромным влиянием пользовались архиепископы.

поле. 

3.Живопись

­ресные. Из миниатюр замечательны миниатюры «Сказания о святых Борисе и Глебе». Здесь в иллюстрациях — все житие Бориса и Глеба с изображениями Владимира, Святополка Окаянного, Бориса и Глеба, Изяслава в доспехах и одеждах, великокняжеских палат, шатра, воинов-всадников, насадов (лодок), погребения Глеба в лесу между двумя колодами, перенесения мощей св. Бориса в санях летом. В тесной связи с рисунками находится орнамент миниатюр, который отличается разнообразием и богатством колорита, гармонией тонов. Орнамент представляет повторение или развитие византийских, болгарских и сербских образцов с примесью, однако, и национальных русских мотивов, особенно в новгородских миниатюрах, где видим мотивы, близкие к народным узорам и вышивкам на полотенцах, прошивках, рубахах и т. д. 

4.Ремесленное производство

-Серпуховском районе. Осуществлялась отливка колоколов для строящихся новых церквей. В 1382 г. на Руси впервые были отлиты и применены пушки, созданные русскими мастерами. Широкое распространение получает каменное строительство в Москве, Владимире, Твери и Суздале. Большинство городов «одевалось» в крепостные стены, центр многих из них стал называться кремлем. Бойницы в таких городах-крепостях стали «нацеливаться» на внешнего врага.

.

получила развитие в Устюге, Вологде и Галиче.

Рост ремёсел и городского производства вызвал углубление территориального разделения труда и расширение товарно-денежных отношений, установление более прочных связей между городами и княжествами. Крупными торговыми центрами были Москва, Новгород и Тверь. Через поморье осуществлялся вывоз пушнины. Рязань стала центром торговли и вывоза хлеба.

Для хозяйства Новгорода большое значение имели промыслы: рыболовство и особенно производство железа из болотных руд, которое по своему объёму и организации выходило за рамки феодального ремесла и принимало форму «рассеянной» капиталистической мануфактуры наподобие французской шерстяной промышленности средневековья.

Новгород Великий стал главным пунктом русской торговли с Западом. Новгородский рынок имел не только общерусское, но и общеевропейское экономическое значение. Он изменил свой азимут с Южного, Киевского (Черноморского) направления на Тверь, Москву, а позже на Нижний Новгород, то есть на «Волжский путь» — на Восток.

5.Идейно-религиозная жизнь Московской Руси

и иосифлян – сторонников Иосифа Волоцкого.

было связано с именем Феодосия Печерского. Начиная с XI в. и до XVI в. они находились в соответствии с одними и теми же богословско-теоретическими установками.

дают пример служения миру. Труд оказывался жертвой Богу, пользой обществу, а уход в монашество не был способом изоляции от мира.

, как спор между двумя направлениями православия. Однако она проходила при участии третьей заинтересованной стороны – светской власти. Попытки конфискации церковной земельной собственности были предприняты при Иване III и Иване IV. Их акции – лишь частный случай борьбы княжеской (царской) власти с крупным вотчинником, каковым в результате пожаловании, льгот и дарений стала церковь. Если брать идеологическую плоскость спора, то в нем решался вопрос о роли и назначении духовенства в обществе и пределах государственной власти.

в конечном счете сводилась к тому, какой должна быть церковь в государстве.

.

.

начала.

.

Культура Руси в 16-17 веках

16 века

др

на культуру 16 века

церковные обряды и иконы и даже таинство исповеди

беглый холоп, постригшийся в монахи был настроен еще более решительно (его учение, названное «рабьим» проповедовало равенство людей, он выступал против официальной церкви)

Автор ДОМОСТРОЯ

, игумен Псково-Печерского монастыря, составитель псковского летописного свода 1567 г., авторы повести о разгроме Новгорода царем Грозным в 1570 г., вставленной в Новгородскую летопись.

Великих Миней-Четий, носящих теперь его имя

3.Архитектура 16го века

на Пушечном дворе

4.Живопись 16го века

иконопись все больше проникают жанровые мотивы, имеются элементы реализма. Еще больше это характерно для второй половины XVI в.

Живопись становится все больше делом государственным Церковь после Стоглавого собора 1551 г. усиливает надзор за иконописцами

.

5. Литература 17го века

 на царский престол.

Главную роль в литературе 17 века, занимали произведения исторической тематики. Особенностью книг исторической тематики эпохи 17 века была яркая публицистичность. Самое большое и известное историческое литературное произведение 17 века – «Сказание Келаря Троице – Сергеевой Лавры Авраама Палицына». В этом произведении, автор рассказывает свое понимании смутного времени, рассуждает о причинах «смуты» и её событиях.

. Труд рассказывал истории России и Украины с самого начала, с момента образование Киевской Руси. В 17-18 века, книга «Синопсис» использовалась как учебник по русской истории.

и турок. Ценность труда Лызлова состоит в том, что в книге, он умело связал знания русских и европейских источников, составив достаточно правдивую и ясную картину происходящего.

Литература 17 века включила в себя не только исторические повествования далекого прошло. В этом веке происходили события, которые заслужили внимания современных литераторов. «Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости. Свою нишу в литературе заняли и книги нравственного содержания. Большое распространение получило «Жития Святых». Так же очень популярна была автобиография идеолога старообрядчества Аввакума – «Житие протопопа Аввакума».

В  литературе 17века активно зарождаются новые жанры для русской литературы. Появляются сатирические повести и книжная поэзия. Впоследствии эти жанры заняли свою, особую нишу, в русской литературе.

17 века

17 века

. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

17 века

8.Церковный раскол 17 века

заключение следует отметить, что после Никона уже ни один патриарх не претендовал на высшую власть в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Leave a Reply